Догматическое богословие.
Архимандрит Исаия
Когда мы говорим о близости к миру Сына как Творца и Промыслителя Вселенной, то ни в коем случае не исключаем из участия в творении и Промысле Двух Других Лиц Святой Троицы. Творение есть общее дело Божественных Ипостасей. Если Евангелие возвещает о Сыне: все произошло через Него (Ин. 1, 3), и мы повторяем это в Символе веры: "Имже вся быша", - то в Никейском Символе говорится, что небо и землю, все видимое и невидимое сотворил Отец, и Дух Святой назван "Животворящим". "Отец творит Словом в Духе Святом, - говорит святитель Афанасий, - ибо где Слово, там и Дух. И творимое Отцом - через Слово - от Духа имеет (получает) силу бытия. Ибо так написано в 32-м псалме: "Словом Господним небеса утвердишася и Духом уст Его вся сила их". Святитель Ириней Лионский уподобляет Сына и Духа, Которыми Бог Отец создает мир, двум рукам Божиим. Три Божественных Ипостаси одинаково являются Творцами, хотя участвуют Они в творении различным образом. На это различие указывает святитель Василий Великий, когда говорит о сотворении Ангелов: "В творении же их представляем первопричину сотворенного - Отца, и причину зиждительную - Сына, и причину совершительную - Духа; так что служебные духи имеют бытие по воле Отца (так как в Нем начало всякого изволения Лиц) у приводятся же в бытие действием Сына и совершаются (т.е. совершенствуются) в бытии присутствием Духа". Сын осуществляет волю Отца, которая едина для Трех Лиц, а Дух завершает творение в добре и красоте.